"Человек является на свет личностью, а его начинают воспитывать, чтобы сделать из него личность"
Лууле Виилма

Классный

Желнина М.М.Вы помните своего классного руководителя? «Конечно», - сразу ответите вы и автоматически перечислите ряд качеств, свойственных или! необходимых этому человеку. И Вы будете АБСОЛЮТНО правы. Спустя годы мы все забываем «классных», если только лично для нас они не сделали чего-то из ряда вон выходящего.

Проходит полчаса, день, неделя… Каждому из нас свойственно возвращаться к вопросу, на который мы ответили так, бегло, «не поморщившись». Вот и я вернулась…

Помню ли я своего классного? Каким он был? Как он повлиял на мою жизнь? Да был ли он вообще, и к чему сей вопрос?

Мне повезло в рамках той «старой» школы. Я полагаю, что повезло. Вы, безусловно, имеете право сказать, что Вам повезло больше. Но есть небольшая разница. Я – классный руководитель. А Вы?

Она нас «взяла» в 6-ом классе. Мы были другими детьми по сравнению с сегодняшними. Мы не анализировали метаморфозы школьной жизни, мы просто жили школой. Нам ничего не объясняли, нас ставили перед фактом.

Мы, помнится, никуда не ездили, кроме единственного раза. Да, честно говоря, это было что-то скучно-литературно-незапоминающееся. Может, спросите Вы, было неинтересно? Возможно. Но… Это случилось в 8-ом классе. Мы выехали классом на автобусе вместе первый раз. САМИ, ОДНИ, просто с классным руководителем. Это было ново, необычно, это была ДРУГАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.

Более не было, пожалуй, ничего до выпускного. Но так ли это важно?

К сожалению многих, я была «любимчиком» Ингилины Ивановны. Лично мне она дала неизмеримо больше, чем другим. Это был единственный человек, к которому в период апогея подросткового нигилизма я могла обратиться за помощью. И этот человек предпенсионного возраста, закончивший филфак МГУ с красным дипломом, завуч школы, мама, бабушка… Этот человек разговаривал со мной на равных. Не поучал, РАЗГОВАРИВАЛ. И однажды я поняла, что Ингилина Ивановна понимает меня и знает обо мне гораздо больше, чем лучшие друзья, мама, папа и ДАЖЕ Я САМА. Открытие мое было неожиданным, но не устрашающим.

Иногда мелькнет мысль, что напрасно она так ко мне относилась, потому что…. Закончив лингвистический факультет и намереваясь стать переводчиком, я, по настоянию родителей, «на время» пришла в школу. Как оказалось, к очень мудрому директору, который сразу буквально «навязал» мне классное руководство 5-ым «Б» и предложил получить специальность учителя русского языка и литературы. Мы учились синтезировать все знания и навыки во взаимодействие, в рост и развитие. Первый такой опыт самый сложный, самый важный…

И в новой школе выпал 5 «Б». Новый директор пошутила: «Тем более и буква привычная!» И мягко, но решительно отправила меня в новый путь (самурая) классного руководителя в параллель с более опытными учителями, полагаю, веря в силу молодости, энергии и вдохновения.

«Неужели не сожалеете о выборе?» - слышит каждый учитель множество раз. Я – нет. Более того, уверовав однажды в учение Аристотеля, убеждена, что выбора у человека нет. Жизнь всегда приводит в нужное именно тебе место.

А что же дети? А детям любого возраста нужно немного: любовь. Только она может научить человека быть уверенным, уважительным, добрым, сильным и просто исключительным. И если их научили любовью, то они на Ваших глазах вырастают ЛИЧНОСТЯМИ, свободными и… Счастливыми. А кто не любит солнце?..

А я учусь у детей свободе. Не вольности и распущенности, а свободе мысли, свободе восприятия, свободе от рамок взрослого мира. Учусь у них тому, что добро и справедливость выше интересов групп, наций, корпораций. В детстве, почему-то, это всем яснее.

NB. Учитель, которому не выпала возможность стать классным руководителем, остается лишь учителем. «Классный» руководитель может стать большим.