"Человек является на свет личностью, а его начинают воспитывать, чтобы сделать из него личность"
Лууле Виилма

Занятие №10

Эмоции и чувства

Время на занятие: 45 минут.

Задачи:

  1. Умение выражать свое эмоциональное состояние.

1. Ритуал приветствия

2. Луч света

Направить яркий луч света от фонарика в середину лба. Длительность упражнения от 30 с до 60с. Во время упражнения смотреть на черный лист бумаги.

3. Молния

Провести рукой вдоль переднего серединного меридиана от нижней губы к лобковой кости, затем в обратном направлении (расстегивая и застегивая молнию). Затем провести рукой вдоль заднего серединного меридиана от верхней губы к копчику и в обратном направлении (застегивая и расстегивая молнию сзади). Движение проводить вверх – вниз несколько раз. Всегда заканчивать движением вверх.

4. Зеркало

- Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных заданий, точнее – сымитировать их выполнение.

Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре.

Задания следующие:

  1. Пришиваем пуговицу
  2. Собираемся в дорогу
  3. Печем пирог
  4. Выступаем в цирке

Особенность этих занятий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся на пары… Пары готовы, приступаем к заданиям.

Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них – исполнитель, а другой – его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы – зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом, перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе.

Затем оценки всех участников будут суммироваться и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Итак, начинаем представление.

Подводятся итоги. Каждый подросток вычисляет суммарную групповую оценку, полученную им в роли зеркала.

5. "Имена" чувств

Каждый подросток записывает столько "имен" чувств, сколько сможет. Подросток, записавший наибольшее количество, зачитывает, а психолог в это время записывает слова на доске. Затем подсчитывается количество совпадений этих слов и слов других детей.

Актуализируются наиболее известные (а значит, предположительно, наиболее используемые) эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница между эмоцией и эмоциональным состоянием.

Дети заносят в таблицу чувства, которые для них характерны, и те чувства, кторые они испытывают сегодня.

В первой колонке выписываются "имена" чувств. Затем выбирается ячейка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько), в ячейках проставляются крестики.

В первой части таблицы записываются чувства, которые чаще всего испытывались за последние полгода, во второй – чувства, которые участник испытывал сегодня.

Можно по 5 – 10 бальной системе оценить интенсивность чувства.

Детям предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства.

"Имена" чувств Места, где я обычно испытываю эти чувства
Дома На улице В школе В новой компании Среди друзей В других местах (где?)
Обычно
1. Злость
2. Радость
3. Уныние
и т.д.
Сегодня
1. Скука
2. Страх
3. Восторг
и т.д.

6. Рефлексия

7. Ритуал прощания

Вернуться к списку занятий