"Человек является на свет личностью, а его начинают воспитывать, чтобы сделать из него личность"
Лууле Виилма

Занятие №21

Я покажу тебе лучшего себя!

Время на занятие: 60 минут.

Задачи:

  1. Закрепление своих сильных сторон, т.е. таких качеств, навыков, стремлений, которые ребенок принимает, ценит в себе.
  2. Изучение возможностей использования своих сильных сторон во взаимоотношениях с другими людьми.

1. Ритуал приветствия

Начинает один из участников и, обращаясь к соседу слева, с чувством радости от встречи с ним содержательно заканчивает «фразу: «Здравствуй...», выражая свое чувство и голосом, и жестом, и улыбкой.

2. «Зоопарк»

Каждый из участников выбирает животное, птицу, рыбу и т. д. Затем в течение 2-3 минут все должны побыть этим существом, переняв его манеру движения, повадки, звуки и т. д. Но о своем выборе нельзя говорить вслух, нужно постараться изобразить это существо. Затем группа обменивается впечатлениями, угадывая, кто же какое существо изображал.

3. «Интервью»

Один на участников садится в центр круга. Группа может задать ему 5 вопросов, но строго соблюдая рамки какой-то социальной роли сидящего в центре, например, вопросы как педагогу, как родителю, как студенту и т. д.

Затем, следующий желающий садится в центр круга. Ему также задается 5 вопросов, но с обязательной сменой социальной роли.

4. «Захват инициативы в диалоге»

Двое участников садятся в центр круга. Один из них начинает диалог с любой реплики на любую тему. Второй должен подхватить разговор, но при этом переключить собеседника на свою тему. Делать это надо ясно вежливо, но настойчиво.

Группа следит за диалогом. Затем двое других участников садятся в центр, задание для них - то же.

5. «Видение других»

Один из участников садится спиной к группе, он должен детально описать (по предложению группы) внешний вид кого-то из членов группы.

Это упражнение необходимо проводить регулярно для того, чтобы участники привыкали более внимательно относиться друг к другу.

6. «Разговор через стекло»

Двое из участников лишь с помощью жестов пытаются о чем-то договориться. Тему можно сообщить одному из них, а он должен передать эту информацию своему товарищу, стоя перед звуконепроницаемым стеклом. Сказать то, что он знает, нужно, очень нужно, но... мешает стекло. Тем не менее, передать придется.

7. Сильные стороны

Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является, может являться точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий не брал в кавычки свои слова, не отказывался от них, не умалял своих достоинств, чтобы он говорил прямо, безо всяких «но», «если» и т. д. Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать любых высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Ведущий и все остальные члены группы должны внимательно следить за этим и пресекать каждую попытку самокритики и самоосуждения.

Итак, вызывается первый желающий. Он может говорить о своих сильных сторонах 3 минуты и даже если закончит раньше, оставшееся время все равно принадлежит ему. Это значит, что другие члены группы остаются только слушателями, они не могут высказываться, уточнять детали, просить разъяснения или доказательств. Может быть, значительная часть времени пройдет в молчании. Человек, говорящий о себе, не обязан обосновывать или объяснять, почему он считает те или иные свои качества сильной стороной. Достаточно того, что он сам в этом уверен.

По истечении 3 минут начинает говорить следующий член группы, сидящий справа от предыдущего выступавшего, и так, пока не выскажутся все по очереди. Руководитель следит за временем и дает сигнал, когда наступает очередь следующего члена группы.

После того как все высказались, руководитель раздает листы бумаги и карандаши, предлагая всем попытаться провести инвентаризацию своих сильных сторон и переписать их на листочке. Руководитель предлагает перечислить не только то, о чем уже говорилось о себе, но и «другие сильные стороны, который каждый осознает в себе настоящее время.

Когда «инвентаризация» сильных сторон закончена, руководитель раздает всем листочки с перечнем качеств, важных для межличностного общения, которые были составлены каждым на предыдущем занятии. Напротив каждого качества написана цифра, с помощью которой каждый участник оценил себя. Ведущий просит всех заново оценить те же самые качества, т. е. проставить новую оценку.

После этого участники образуют группы по 2-3 человека. Каждая из них находит себе место, где можно разговаривать, не мешая остальным. Участники должны обсудить, как могли бы они, опираясь на свои сильные стороны, сделать что-то по-настоящему ценное, не ограничиваясь только индивидуальными интересами и потребностями. Этому отводится около 30 минут. Затем участники возвращаются в общий круг и рассказывают друг другу о том, как они собираются использовать свои сильные стороны.

8. Домашнее задание

Вспомнить и записать ласковые имена, прозвища, клички, которыми называют участников близкие, родные, дети, родители, друзья и т. д.

9. Рефлексия

10. Ритуал прощания

Вернуться к списку занятий