"Человек является на свет личностью, а его начинают воспитывать, чтобы сделать из него личность"
Лууле Виилма

Два основных направления моей работы как классного руководителя

Два основных направления моей работы как классного руководителя

"Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас"

Эрнест Легуве

 

Давайте попробуем закрыть глаза и увидеть тот образ, который возникнет при произнесении слова «класс». Кому-то представился социальный класс, к которому человек себя относит, кому-то - бизнесс-класс, кому-то вспомнилась детская игра «классики», кому-то – восторженное восклицание, кому-то – часть слова «классический», кому-то – четыре стены учебного заведения, а кому-то представился класс, с которым он учился, лица одноклассников, учителей и классного руководителя, который был КЕМ-ТО для каждого из нас. Для кого-то он был суровым начальником, для кого-то верным другом, для кого-то злейшим врагом, тираном и деспотом, кому-то он заменял мать. У каждого из них было свое видение работы с классом, но у всех эта работа была направлена на благо. И все работали ради достижения одной цели: подготовить ко взрослой жизни Человека.

Возрастные особенности младших подростков

Подростковый возраст, согласно общепринятой в настоящее время классификации Д. Б. Эльконина, имеет границы от 10-11 до 14-15 лет. Понятно, что психологические особенности детей, близких к нижней и к верхней границам этого периода, будут различными.

Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, возникает интерес к собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания окружающей действительности наступает период, когда объектом глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.

Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания – полового, общеорганического и социального. Это несовпадение создает почву для основного противоречия подросткового возраста.

Возникновение у ребёнка чувства взрослости является центральной и специфичной особенностью этого возраста. Именно это новое в самосознании становится стержневой особенностью личности. Подростки становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующим в мире взрослых и в их отношениях. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.

В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своём поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семьи, сверстников) и в процессе учебно-воспитательной работы.

В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становиться способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению.